Нашумевшие балы
«Бал».
Какие ассоциации рождает это слово? Дворец, принцесса, принц, хрустальная туфелька, тыква?=) Возможно. А ещё прошлый век, чопорность и парик кренделями, изрядно приправленный нафталином? А вот тут — мимо.
Бальная культура — живой организм, развивающийся и видоизменяющийся во времени, имеющий множество оттенков.
Давайте познакомимся с некотрыми яркими представителями этого семейства, однажды заявившими о себе.
Костюмированный бал 1903 года в Зимнем дворце
Вторая половина 19 века в России ознаменовалась бурным интересом к собственной истории, к русской старине. И во многом подобное стало возможным благодаря императору Александру III, который видел развитие России в опоре на национальные особенности. Позже заинтересовалась истоками русской культуры и супруга последнего российского императора Николая II — Александра Федоровна — немка по происхождению. Да так заинтересовалась, что объявила о внеплановом костюмированном бале в Русском стиле в Зимнем дворце. Мягко говоря, общественность не возликовала. И дорого, да и не клицу почтенным господам бороды лепить и в кафтаны до пят наряжаться. Как видите, ориентировались, ориентировались на западную культуру и доориентировались до того, что свои родные парчовые кафтаны и бороды стали дикостью казаться невероятной. Тем не менее особого желания спорить с царствующими особами ни у кого не оказалось, поэтому все приглашенные устремились в музеи за информацией, к коллекционерам за консультацией, к художникам за эскизами. Подготовка обошлась в копеечку. Но оно того стоило. Весь императорский двор словно перенесся в 17 век: облачения, сшитые по всем канонам русского национально костюма, украшения, взятые из оружейной палаты, танцы и хороводы допетровской Руси. Всё это произвело огромное впечатление, которое отмечали даже иностранные послы. А немногим позже по мотивам бала 1903 года и представленных на нем облачений появилась колода карт, которая всем хорошо известна под названием «Русский стиль». Приглядитесь к лицам валетов, дам и королей и, возможно, вы узнаете русских князей и княгинь.
Бал Сюрреалистов
Что мы знаем о сюрреализме? Это направление в искусстве 20-х годов 19 века, возникшее во Франции, стремящееся выйти за рамки реальности, ворваться в подсознание и вытащить из самых его потоенных уголков мысли и фантазии.
Но нашлись те, кто перенес это художественное направление на бальную почву. Добро пожаловать на Бал Сюрреалистов или, как окрестили это мероприятие в прессе, на «Сатанинский бал» и «Вечеринку иллюминатов». Бал, проведённый семьей богатейших банкиров Ротшильд в замке Шато-де-Феррье. На этот раз приглашенные устремились за идеями костюмов не к историкам и архивариусам, а к здравствующим и модным художникам-сюрреалистам. Кого и в каком обличьи могли бы мы лицезреть, оказавшись на балу: Мари-Хелен де Ротшильд (хозяйку бала) с головой оленя, плачущего бриллиантовыми слезами; Одри Хепбёрн, заточенную в птичьею клетку, Элен Роша с граммофоном вместо шляпки, Барона Алексис де Реде в многоликой шляпе-маске от Дали и самого Дали в образе…. Дали).
Мистикой было окутаны не только одежды. Фасад замка подсвечивался красным заревом, приглашения могли быть прочтены только при помощи зеркала, интерьеры оформлены в виде сюжетов из запутанных снов — в общем, богатая почва для психоанализа, сказали бы последователи Зигмунда Фрейда и были бы правы.
Бал Роз в Монте-Карло
Толчком к проведению нового формата или темы бала может стать не только вспыхнувший интерес правящих монархов к национальным истокам и не бурная фантазия богатейших банкиров Европы, но и цели благотворительности.
В различных странах Европы и России проходили и проходят благотворительные балы, но мы сегодня остановится на Бале Роз в Монако — Bal de la Rose. Этот Бал организуется под эгидой монаршей семьи, является визитной карточкой Монако и символом роскоши и гламура. Но при чем здесь розы? Этот растение, заклеймившее себя Королевой Цветов, было любимым цветком другой королевы — «Королевы Голливуда», «Музы Хичкока», американской киноактриссы, ставшей принцессой Монако — Грейс Келли. И идея провести первый Бал, средства от которого пойдут в Фонд, занимающийся гуманитарной помощью, которая направляется обездоленным и нуждающимся детям, принадлежала именно ей. Темы Бала ежегодно менялись и продолжают меняться. Дизайнеры с мировым именем, в частности, Карл Лагерфельд, работали над визуальным образом Бала. Но всегда неизменным оставалось лишь одно — тысячи роз, коими украшали торжество.