Лекции и статьи
Идея «Бала Дебютантов»
Не секрет, что жизнь человека в обществе, жизнь людей в согласии друг с другом поддерживают традиции, и сегодня, когда культурные границы значительно расширились и мы наблюдаем культурные диалог разных стран и народов, самое время вспомнить о замечательной традиции, которая по сей день поддерживается и осуществляется в Вене, хотя появилась в городе на Неве, — это традиция включения молодых людей во взрослую жизнь, знакомство их с культурными традициями общения, культурного проведения свободного времени и, конечно же, знакомство с этикетом — ежегодный Бал Дебютантов.

У нас искренне появилось желание организовать общегородской студенческий бал в нашем городе — в Санкт-Петербурге, основная цель которого — познакомить студентов крупнейших вузов с КУЛЬТУРОЙ СОВРЕМЕННЫХ БАЛОВ. У гостей бала есть прекрасная возможность потанцевать под современные хиты в исполнении симфонического оркестра, джазового биг-бэнда и музыкальной группы (живой звук). А также познакомиться с культурой танцевания в паре. Мы видим, что бал дебютантов — это коммуникативная платформа для знакомства и общения студентов крупнейших вузов, как своего рода начало создания культурной коллективной социальной среды
Творческий дебют.
Для большинства студентов это будет первое знакомство с культурой современного бала, так называемый творческий дебют, учитывая то, что исторически дебютанты — это молодые люди от 18 до 24 лет. Это увлекательное путешествие в мир музыкальной и танцевальной культуры и прекрасная возможность открыть для себя удивительный мир: мир счастья и любви, эмоций и впечатлений, мир общения и новых знакомств. А также прикоснутся к общечеловеческим мировым ценностям в этой области, которые сохранились в виде культурных традиций, объединяя людей разных возрастов по всему миру.
Культура в поддержку.
Бал дебютантов, с одной стороны, — это прикосновение к прекрасному через выступления известных музыкантов, танцовщиков, оперных певцов. Это знакомство с признанными во всем мире шедеврами музыкальной культуры, а также благодаря танцмейстеру приобщение к общепринятым традициям танцевальной культуры, воспроизводимым на всех крупнейших современных балах мира.

С другой стороны, — это про такие навыки и умения как: заводить новые знакомства, умение поддержать беседу, соответствовать дресс коду такого торжественного события как бал, знать и уметь проявлять нормы социального и танцевального этикета, слушать, слышать и понимать музыку и конечно же умение танцевать в соответствии с контекстом события.

Зачем они нужны спросите Вы? Все эти навыки и умения наполняют жизнь каждого человека новыми ощущениями, эмоциями радости и счастья, позволяют почувствовать жизнь в новом качестве, учится взаимодействовать с окружающим
миром с пользой для себя и других, то есть формируют новое качество жизни. Это и есть результат приобщения к культуре.
Добро пожаловать в новый мир,
мир культуры современных балов.
Краткая история балов
Бал как социальная форма начал формироваться ещё в эпоху возрождения с появлением понятия светское государство и светское общество. Именно тогда знатные семьи начали проводить торжественные домашние приёмы, чуть позже получившие название «балы», так как они проходили в больших залах, которые до этого использовались для игры в мяч (с английского ballroom — зал для игры в мяч). Танец становился неотъемлемой частью любого торжества, во многом благодаря появлению танцмейстеров (танцевальных дел мастеров), которые задавали тон на всех событиях, придумывая музыку, ставя танцы, обучая гостей, а также являясь распорядителями бала (ведущими).
Свои чёткие границы и форму БАЛ как торжественное мероприятие получил благодаря Французскому королю Людовику XIV: форма бала приобрела надбытовое значение и сформировалась в особый церемониал со своими правилами и регламентом. Именно Людовик XIV ввёл понятие этикет и дал толчок для развития музыки и танцев, распорядившись создать самостоятельные Академию музыки и Академию танца. В Россию БАЛ привёз Пётр I.
На протяжении XVIII века бал как церемониал стал нормой жизни во всех странах Западного мира, а в XIX веке стал проводиться в разных слоях общества: и в высшем свете, и в кругу обычных людей. Пример тому балы всех гильдий: от балов прачек, пожарных и полицейских до балов художников, писателей, журналистов, юристов и т.д. Примечательно, что до революции Петербург тоже знал регулярные балы гильдий.
Развитие формы бала было естественно связано с развитием музыки и танцев. В каждую эпоху музыка и танец по-своему наполняли её, создавая своё неповторимое для конкретной эпохи звучание, поэтому следует различать балы в эпоху барокко, классицизма, романтизма, неоромантизма, модерна — всё это были разные по своему наполнению и звучанию балы. Разумеется со временем программа бала, этикет, музыка и танцы эволюционировали. Однако одно оставалось неизменным — бал как форма светского общения.
Развитие формы бала было естественно связано с развитием музыки и танцев. В каждую эпоху музыка и танец по-своему наполняли её, создавая своё неповторимое для конкретной эпохи звучание, поэтому следует различать балы в эпоху барокко, классицизма, романтизма, неоромантизма, модерна — всё это были разные по своему наполнению и звучанию балы. Разумеется со временем программа бала, этикет, музыка и танцы эволюционировали. Однако одно оставалось неизменным — бал как форма светского общения.
Смена социальной парадигмы и мировые войны навсегда поменяли значимость бала в обществе: бал, характерный для монархии, перестал быть актуальным. Лишь некоторые страны сохранили традицию балов, преобразовав её в соответствии с контекстом времени. Центром балов стала Австрия, для которой идея бала выбрана как национальная идея, поддерживающая жизнедеятельность всего Австрийского общества.
Бал как форма торжественного мероприятия стал вновь популярен во второй половине ХХ-го века, при этом смысловая нагрузка этого события изменилась полностью. Определённую роль в этих изменениях сыграл Уолт Дисней, создавший в своих фильмах и мультфильмах образ балов удивительно романтичным: теперь любая девушка мечтает » попасть на бал», и для многих бал — это мечта всей жизни.
Сегодня бал — это не просто отдельное событие для той или иной компании, общества, города или страны, это — культурное достояние! Бал — это событие, торжественная форма которого вмещает накопленный опыт многих эпох, воспроизводя все лучшие традиции в современном контексте и создавая удивительное путешествие для всех гостей в волшебный мир музыки и танца, гармонии и творчества — путешествие к себе творческому, способному воспринимать тонкие материи прекрасного.
История
Императорского бала в Вене.
Императорский бал в Хофбурге проводился в самом сердце Вены в январе и устанавливала дату императрица. На этот бал не рассылались личные приглашения, важных людей знали в лицо. Также примерно знали, сколько придёт человек: определённое количество представителей высшего света, офицеры, дипломаты и т.д. Всего порядка 2000 человек. Организацией бала занимался специальный комитет.
Дресс-код.
Мода раньше была другая, поэтому все бальные платья, как и сейчас, покупали заранее. Платья были дорогим удовольствием: платье в Вене в то время стоило примерно 300-500 гульденов. Сейчас сложно перевести эту сумму на современные деньги, но можно сравнить с тем, сколько получал придворный слуга среднего уровня — его жалованье составляло 300 гульденов в год. И 300 гульденов могло стоить бальное платье!
Можно было, конечно, заказать платье из Франции, тогда его стоимость возрастала до 1500 гульденов. Эту роскошь могли позволить себе даже не Габсбурги. Габсбурги, являясь могущественной монаршей династией, были не самыми богатыми: всегда находились семьи намного богаче, чем императорская семья. Мне сложно представить, что кто-то из Габсбургов разорился бы на такое дорогое платье. Они довольствовались обычно чем-то более скромным, чем-то более дешёвым.
В XIX веке парики уже не носили, поэтому появилась необходимость делать причёску. В то время в Австрии в Вене работал очень известный парикмахер, который знал, как можно сделать локоны, он привёз с собой из Парижа щипцы для локон, для укладки волос. Поэтому локоны и волны становятся модными в конце XIX столетия. К Зигмуду Пёселу — так его звали, выстраивалась тогда огромная очередь. Все хотели следовать моде.
Подготовка к балу.
При дворе, то есть в императорской резиденции в Хофбурге, шла работа полным ходом — готовились в балу: нужно было всех принять и всех накормить, и всё красиво украсить. Поэтому за несколько дней до этого бала работали садовники и флористы, украшавшие зал. Когда проходил придворный бал, столы не накрывали, был организован только буфет, где каждый сам подходил и брал то, что ему нужно, так как обслуживание не предполагалось. Был только стол-буфет, но было необходимо, чтобы его сервировали самой красивой посудой.
Освещали всё до конца XIX века свечами, несмотря на то, что газовое освещение уже было известно. И, как правило, зажигали специальные длинные свечи, поднимали наверх люстры, свечи догорали, и это означало, что бал заканчивается. Знали, сколько эти свечи горят — так, чтобы бал вовремя закончился, чтобы были пройдены все необходимые церемонии.
Церемониальный зал имел несколько входов. Когда съезжались гости к императорской резиденции, экипажи подъезжали с разных сторон, у входов стояли люди, которые брали одежду. Быть гардеробщиком в то время было очень выгодно, потому что он получал хорошие чаевые. Гардеробщикам за несколько дней до бала проводился определённый инструктаж, как обращаться с шубами и манто, изготовленных из разного меха.
Бал.
Традиционно бал начинался в 20:00. Кареты подъезжали заранее, а в 20-00 начиналась торжественная часть в главном, церемониальном, зале в Хофбурге. По пути к нему проходили через многие салоны и залы. И в 20:30, когда все гости входили в этот церемониальный зал, мастер по церемониям, оберцеремонимейстер, трижды ударял жезлом в пол и объявлял появление Кайзера (императора). В зал при полной тишине входил император со свитой.
Поскольку мы говорим о второй половине XIX столетия, то это, конечно, император Франц Иосиф и Сиси Елизавета Баварская. Франц Иосиф правил до 1916 года, а прожил 86 лет. Он был человеком порядка, то есть он входил со свитой и вместе с Сиси проходил к своему трону. Император и императрица занимали место на троне.
Франц Иосиф — император, императрица — Сиси, именно они представляли семью Габсбургов. Но у Габсбургов имелся их личный придворный титул. Этот титул назывался «эрцгерцог», поэтому дети Франца Иосифа и Сиси — эрцгерцоги и эрцгерцогини. Они также входили вместе с родителями. За ними шли все остальные представители императорской семьи. За императорской семьёй шествовали, следуя статусу и рангу, представители знатных аристократических семей.
Придворный этикет требовал, чтобы дамы подходили к трону с реверансом, приветствовали всех членов императорской семьи, мужчины приветствовали просто кивком головы.После приветствия придворный капельмейстер взмахивал дирижёрской палочкой и начинались танцы, начинался сам бал.
Танцевальную часть вечера.
Самый первый танец отводился эрцгерцогу и эрцгерцогине, т.е.кому-то из членов семьи. Члены императорской семьи начинали этот танец. Потом танцевали все.
Танцевальная программа была расписана поминутно. Она была написана на специальных карточках. Т.е. дамам выдавали карточки, ана которых уже было написано: 9:42 — 9:45 — первая полька, 5 минут пауза, 10:30 — 10:37 — первый вальс, 5 минут пауза. Все танцы были продуманы, какой танец и в какой последовательности идёт. Даме нужно было поставить имя её танцевального партнёра напротив танца в этой карточке. У дам были крошечные бальные книжечки, куда они записывали — какой кавалер на какой танец их пригласил.
Апогеем танцевальной части считался котильон — это объединение нескольких самостоятельных танцев (вальс, мазурка, полька). Танцмейстер давал сигнал оркестру и громко называл фигуры, как дирижёр, который руководил всем этим действием. Сейчас этот танец называется кадриль.
Буфет.
В Австрии без буфета не обходится ни один бал. В Австрии танцуют, но в Австрии никто не пойдёт на бал, если там не будет возможности вкусно, много и хорошо поесть. Это традиция XIX столетия, когда накрывали огромные столы, когда было всё, что угодно: подавали и выпечку, и сэндвичи, и телятину, и рябчиков, и мороженое, и шоколадный крем, конфеты, шампанское, вино, чай, кофе. В полночь сейчас на балах, как правило, едят либо венские сосиски, либо гуляш.
Раньше на придворном балу подавали пончики, которые в Австрии называют «крабсом» («крабфен» — современное название). Эти пончики, преимущественно с абрикосовой начинкой, подавали всегда. Ими же и завершался бал.
Сувениры на память.
Ровно в четверть первого бал заканчивался и все должны были удалиться: сначала императорская пара, потом все гости. Но перед тем, как гости покидали бал, они получали на память сувенир — им выдавали красивую конфетницу и конфеты. Каждый гость уходил с подарком от императорской семьи — конфетами из придворной кондитерской «Демель», в двух шагах от императорской резиденции, куда так любила приходить Сиси.
Кто такие «дебютанты»?
Дорогой друг!
Если ты оказался на этой странице, то вероятно у тебя возник вопрос — а кто же такие ДЕБЮТАНТЫ?
Слово французское, происхождение английское, распространение общеевропейское — вот такой международный сплав лёг в основу этой русской традиции.
Дебютантками (от французского débutante — «начинающая») в Англии 19 века стали называть молодых девушек из аристократических семей, которые впервые выезжали в свет. То были уже не девочки, но юные девы, готовые к замужеству.
Из Европы эта традиция довольно быстро перебралась в Россию и укоренилась в нашей культуре.
Первый бал, как его называли в России, событие для девушки того времени грандиозное. Папенька и маменька спешили представить высшему свету свою жемчужину.
И упоминание об этом камне не случайно. Девушки-дебютантки по внешнему облику напоминали жемчуг, обязательное условие — белые платья и минимализм во всём. Девушка должна была пленять, не роскошью нарядов, не буйством красок косметики и не фамильными бриллиантами, а своей свежестью и красотой юности.
Но за кажущейся простотой образов скрывалась тщательная подготовка и изрядные финансовые издержки.
После того, как балы прочно вошли в российскую культуру, занятия с танцмейстером начинались сызмала. Юных прелестниц обучали танцевальным па, грациозной походке,да и в принципе ходить. Как показала мода начала 19 века, обувь без каблуков, именуемая нынче балетками, доставляла куда больше хлопот, нежели каблук. Танцевать приходилось на мысочках, без опоры пятки. И прежде, чем барышня начинала порхать на паркете, она проходила долгий путь от гадкого … медвежонка=) до прекрасного лебедя.
Вернемся к финансовой стороне вопроса. Да, наряд дебютантки должен был быть простым. Простым, но не дешёвым. Ведь за каждой юной прелестницей наблюдали матушки и тётушки потенциальных женихов, приглядывающие для своих отпрысков достойных невест. Поэтому барышня на свой Первый бал приезжала во всеоружие: платье из дорогого материала, изящные туфли, венок живых цветов, нитки жемчуга, расшитые накидки, экипаж! Как итог — проданное село с крепостными крестьянами. И это не фигура речи, а вполне реальный прейскурант для выезда в свет того времени.
Подготовка кавалеров доставляла не меньше хлопот. Всё те же занятия с танцмейстером, бальный костюм, а вдобавок — полный арсенал перчаток и знания первой медицинской помощи на тот случай, если от переизбытка чувств и недостатка кислорода, барышня решит упасть в обморок.
Возможно именно эти критерии, сложности и дороговизны, плотно укрепившиеся в нашем сознании, а не только события бушующего 20 века, отдалили современного человека от бальной культуры.
Однако наш проект «Бал Дебютантов» призван развенчать этот стереотип.
Команда проекта провозглашает принцип «Если ты умеешь ходить, то ты умеешь танцевать!» и строит методику обучения согласно этому слогану. Поэтому в течении 2 месяцев все желающие смогут подготовиться и принять участие в торжественном событии под названием «Бал Дебютантов».
А благодаря поддержке Президентского Фонда культурных инициатив участие в проекте для студентов крупнейших 8 вузов Санкт-Петербурга бесплатное.
Нашумевшие балы.
«Бал».
Какие ассоциации рождает это слово? Дворец, принцесса, принц, хрустальная туфелька, тыква?=) Возможно. А ещё прошлый век, чопорность и парик кренделями, изрядно приправленный нафталином? А вот тут — мимо.
Бальная культура — живой организм, развивающийся и видоизменяющийся во времени, имеющий множество оттенков.
Давайте познакомимся с некоторыми яркими представителями этого семейства, однажды заявившими о себе.
Костюмированный бал 1903 года в Зимнем дворце.
Вторая половина 19 века в России ознаменовалась бурным интересом к собственной истории, к русской старине. И во многом подобное стало возможным благодаря императору Александру III, который видел развитие России в опоре на национальные особенности. Позже заинтересовалась истоками русской культуры и супруга последнего российского императора Николая II — Александра Федоровна — немка по происхождению. Да так заинтересовалась, что объявила о внеплановом костюмированном бале в Русском стиле в Зимнем дворце. Мягко говоря, общественность не возликовала. И дорого, да и не клицу почтенным господам бороды лепить и в кафтаны до пят наряжаться. Как видите, ориентировались, ориентировались на западную культуру и доориентировались до того, что свои родные парчовые кафтаны и бороды стали дикостью казаться невероятной. Тем не менее особого желания спорить с царствующими особами ни у кого не оказалось, поэтому все приглашенные устремились в музеи за информацией, к коллекционерам за консультацией, к художникам за эскизами. Подготовка обошлась в копеечку. Но оно того стоило. Весь императорский двор словно перенесся в 17 век: облачения, сшитые по всем канонам русского национально костюма, украшения, взятые из оружейной палаты, танцы и хороводы допетровской Руси. Всё это произвело огромное впечатление, которое отмечали даже иностранные послы. А немногим позже по мотивам бала 1903 года и представленных на нем облачений появилась колода карт, которая всем хорошо известна под названием «Русский стиль». Приглядитесь к лицам валетов, дам и королей и, возможно, вы узнаете русских князей и княгинь.
Бал Сюрреалистов.
Что мы знаем о сюрреализме? Это направление в искусстве 20-х годов 19 века, возникшее во Франции, стремящееся выйти за рамки реальности, ворваться в подсознание и вытащить из самых его потаенных уголков мысли и фантазии.
Но нашлись те, кто перенес это художественное направление на бальную почву. Добро пожаловать на Бал Сюрреалистов или, как окрестили это мероприятие в прессе, на «Сатанинский бал» и «Вечеринку иллюминатов». Бал, проведённый семьей богатейших банкиров Ротшильд в замке Шато-де-Феррье. На этот раз приглашенные устремились за идеями костюмов не к историкам и архивариусам, а к здравствующим и модным художникам-сюрреалистам. Кого и в каком обличии могли бы мы лицезреть, оказавшись на балу: Мари-Хелен де Ротшильд (хозяйку бала) с головой оленя, плачущего бриллиантовыми слезами; Одри Хепбёрн, заточенную в птичьею клетку, Элен Роша с граммофоном вместо шляпки, Барона Алексис де Реде в многоликой шляпе-маске от Дали и самого Дали в образе…. Дали).
Мистикой было окутаны не только одежды. Фасад замка подсвечивался красным заревом, приглашения могли быть прочтены только при помощи зеркала, интерьеры оформлены в виде сюжетов из запутанных снов — в общем, богатая почва для психоанализа, сказали бы последователи Зигмунда Фрейда и были бы правы.
Бал Роз в Монте-Карло.
Толчком к проведению нового формата или темы бала может стать не только вспыхнувший интерес правящих монархов к национальным истокам и не бурная фантазия богатейших банкиров Европы, но и цели благотворительности.
В различных странах Европы и России проходили и проходят благотворительные балы, но мы сегодня остановится на Бале Роз в Монако — Bal de la Rose. Этот Бал организуется под эгидой монаршей семьи, является визитной карточкой Монако и символом роскоши и гламура. Но при чем здесь розы? Этот растение, заклеймившее себя Королевой Цветов, было любимым цветком другой королевы — «Королевы Голливуда», «Музы Хичкока», американской киноактриссы, ставшей принцессой Монако — Грейс Келли. И идея провести первый Бал, средства от которого пойдут в Фонд, занимающийся гуманитарной помощью, которая направляется обездоленным и нуждающимся детям, принадлежала именно ей. Темы Бала ежегодно менялись и продолжают меняться. Дизайнеры с мировым именем, в частности, Карл Лагерфельд, работали над визуальным образом Бала. Но всегда неизменным оставалось лишь одно — тысячи роз, коими украшали торжество.